Немного о светскости
Сегодня священники (или их «аналоги») на тех или иных правах имеются почти во всех армиях мира...
Законы войны (да-да, есть и такие) подходят к священникам с презумпцией неучастия: запрещают их атаковать и препятствовать им выполнять свои обязанности (с оговорками). Но эти же законы запрещают священникам прямо либо косвенно участвовать в боевых действиях. Если священник занимается шпионажем или разведкой, корректировкой огня, выполняет связные поручения, использует оружие, обслуживает его или даже просто имеет его при себе, доставляет боеприпасы или даже просто участвует в продовольственном снабжении войск, то он нарушает правила войны и теряет (частично либо полностью) покровительство закона, обеспеченное ему его званием. Например, заподозренного в шпионаже священника могут не пустить на занимаемые позиции к пленным, а ведущего враждебную агитацию или диверсионную деятельность священника могут задержать и объявить военнопленным. По священнку, подающему снаряды, могут открыть огонь на поражение и т.д. Идея понятна: при нарушении одних законов священник просто превращается в гражданское лицо, а при нарушении других - в участника боевых действий.
Во время реальных боевых действий священник должен заметным образом обозначать свою принадлежность к мирным гражданам - наподобие того, как это делают журналисты и врачи. В современых войнах на "мусульманском напрвлении", духовенство нередко демонстрирует желание не обозначать свое духовное звание - замечено, что священники все чаще становятся приоритетной мишенью для противника. Мне доводилось даже читать о ходатайстве американских капелланов о предоставлении им личного оружия для того, чтобы... застрелиться при угрозе попадания в плен - на столько они были впечатлены известиями о тех пытках, которым были подвергнуты их коллеги перед смертью...
Примечательно, что Женевская конвенция обязывает все её подписавшие государства «как в мирное, так и в военное время распространять возможно шире текст [Конвенции]… в своих странах и, в частности, включить ее изучение в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования с тем чтобы с ее принципами было ознакомлено все население в целом и, в частности, сражающиеся вооруженные силы, санитарный персонал и священнослужители». Но нам в семинариях рассказывали только о героических подвигах священников, которые, как раз, эти правила героически нарушали…
Нередко священники прыгают с парашютом, бегут полосу с препятствиями и делают все прочее, что положено согласно нормам мобильности тех частей, где они исполняют свои обязанности. А в некоторых странах военное духовенство не только находится на довольствии своей армии, но еще имеет воинские звания и право ношения погонов. К примеру, я сам видел, как в Польше православное и католическое духовенство надевает епитрахили прямо на мундиры и погоны - очень необычно, я вам скажу.
Как говорил один мой знакомый подполковник, «да что угодно - лишь бы солдату дурные мысли в голову не лезли!» (если без матюков и сокращенно). Однако, возможность присутствия духовенства в составе вооруженных сил – это не только утилитарное использование «духовного ресурса» с психологической и воспитательной целью, но это еще и… гарантированное международными законами право на религиозную жизнь, которой солдат с призывом не лишается, и которую государство обязано ему обеспечить наравне со всеми другими его правами.
Что там Польша! Давайте посмотрим на флагмана светскости и демократичности – США. Думаю, некоторым будет познавательно...
Представительство военных капелланов различных вероисповеданий определяется процентным соотношением верующих среди всего населения США, а не количеством приверженцев той или иной религии в ВС США. Корпус военных капелланов существует с 1775 г. В начале 90‑х годов XX века в ВС США было около 3,5 тыс. военных капелланов, из которых:
— более 2,5 тыс. — протестанты;
— более 700 — католики;
— более 50 — иудаисты;
— около 30 — православные и т. д. Всего статистика охватывает 130 религий, конфессий, толков и пр.
Кроме того, более 1.600 военных капелланов находятся в организационном резерве. В войне США в Персидском заливе только в сухопутных войсках участвовали 554 военных капеллана и 554 их помощника.
Каждый военный капеллан имеет офицерское звание, носит военную форму с соответствующими знаками различия и эмблемами службы военных капелланов, является офицером штаба и советником командира в вопросах религии, нравственности и морального состояния воинов. Капеллан обязан: отправлять религиозные службы и обряды, обеспечивать духовное образование воинов и их семей, а также вольнонаемного (гражданского) состава ВС, проводить индивидуальные консультации военнослужащих и членов их семей по религиозным, духовно-нравственным и бытовым вопросам, поддерживать связь с гражданскими религиозными общинами и благотворительными организациями для совместных религиозных программ и мероприятий, освещать историю и обычаи страны дислокации частей, а также вероятного противника, повышать морально-психологическую подготовку личного состава к боевым действиям (и в гарнизонах среди семей военнослужащих).
Для отправления богослужений в каждом военном гарнизоне, части, на крупном корабле есть специальные культовые помещения (только в сухопутных войсках насчитывается 586 храмов и более 140 культовых помещений). Только в сухопутных войсках США ежегодно проходит около 12 млн различных религиозных мероприятий, в т. ч. 350 тыс. богослужений, 142 тыс. занятий в воскресных школах и кружках изучения Библии.








Обязательно посмотрите ролик (там много роликов Navy Chaplains):
В целом, все правильно: священник в армии должен иметь воинское звание, в учебных заведениях - ученую степень, в медицинских - быть медиком. Правило работает с ограничением только на тюремном духовенстве )))
Но больше всего меня удивила Армения. Священник в колоне – это обычно, но колона священников – это что-то! На одной стороне красного знамени вышит крест и фраза «Войсковое духовенство ВС Армении», на второй – изображен герб с надписью «Благословен наш путь, ибо Gott mit uns Бог с нами».


no subject
Во-первых, по контракту можно воевать за что угодно, а во вторых в христианском понимании справедливой войны соображения типа "за веру" на 10-ом плане. Главные категории: "помощь" и "защита". Заповедь "Не убий" также не исключает законной воинской службы, как заповедь "не прелюбодействуй" не запрещает законный брак.
no subject
Все же, кажется странным присутствие священников в армии.Церкви на службе государства способны ли сохранять чистоту каждой религии? Или они выполняют иную роль. Скажем, психотерапефтов.
no subject
И главное - Церковь на службе у Бога и людей. Я бы так поставил акценты.
Война - страшное испытание. Иногда там не только веру сложно сохранить, но и человеческий облик. А в мирное время что с верой станется?.. скорее печень потеряешь.
Кстати, в США уже предусмотрена возможность наличия отдельных капелланов-атеистов для тех, для агностиков, неверующих и тех, кто нуждается в неконфессиональной парарелигиозной поддержке.
no subject
no subject
Кстати, конгресс отклонил эту возможность (только что прислали ссылку товарищи) http://www.huffingtonpost.com/2013/07/25/humanist-military-chaplain-_n_3651125.html
no subject
no subject
no subject
Как вы думаете, религии объеденятся в единую или уже пора родится обновленной универсальной?
no subject
— в специальных учебных центрах и школах капелланов сухопутных войск — 15 недель (здесь же готовят помощников капелланов);
— через пять — семь лет службы — курсы повышения квалификации — 21 неделя;
— курсы высшего и старшего корпуса военных капелланов;
— годичная аспирантура;
— обучение в гражданских общеобразовательных и богословских учреждениях.
Священник на исповеди не выспрашивает данные, которые могут быть частью военной тайны. Священник спрашивает о личных грехах кающегося.
no subject